Что делать если ребенка обижают одноклассники? Буллинг в школе.


В детских коллективах бывают не детские проблемы. У детей нет чувства эмпатии, сочувствия в должной мере, поэтому встречается травля «слабых». Сейчас это часто определяется словом «буллинг». Цель школы и детского садика — дать образование и научить учиться, привить любовь к знаниям. Однако дети — не роботы и часто не сосредоточиваются только на учебе. В каждом классе есть своя эмоциональная атмосфера — дружная или враждебная. Однако даже в дружных группах встречается хулиган, которые обижает других. Часто дети, страдающие от агрессоров, не говорят об этой проблеме по разным причинам и в следствии такая травля продолжается все школьные годы. В таком случае психологическая травма остаётся надолго.

Что такое буллинг и какие его причины? Что делать учителям и родителям? Как защищаться самому ребенку?

Что такое буллинг?

Буллинг — это синоним английского слова «Травля».

Буллинг — это намеренное, постоянное агрессивное поведение одной личности или группы детей к другому ребенку, более слабому.

Буллинг или травля — намеренная агрессия, а не просто взаимная вражда. Ее отличает не равенство сил, постоянство и намеренность агрессии, без адекватной причины. Малыша обижает физическая и моральная травля (словесно). Также агрессия бывает открытой или завуалированной.

  • Физическое насилие — удары, укусы, выхватывание предметов, запирание в классе или других помещениях, явные драки и скандалы, толкание.
  • Моральная травля выражается в ругательных словах, обидные прозвища и клички, передразнивание манер.
  • Открытая агрессия видна многим, но это не значит что другие сразу помогут справиться с обидчиком. Нередко другие дети становятся наблюдателями, так как сами не хотят занять место жертвы. Многим одноклассникам удобно наличие «козла отпущения».
  • Скрытая травля более опасна и трудно доказуема. Агрессор обычноо использует газлайтинг, который трудно распознать и еще труднее доказать.

Газлайтинг — это способ психологического насилия с целью — убедить человека в своей неадекватности и неадекватности восприятия окружающего мира.

Обидчик в этом случае говорит, что не делает ничего плохого и даже под видом друга якобы помогает развивать чувство уверенности у более слабого. При этом постоянные смешки, поддевки и указания в неполноценности делают из малыша безвольную марионетку. Когда психика становится «жертвенной», уже сам ребёнок не понимает что происходит. Он начинает думать так, как думают и говорят про него обидчики.

Что делать если ребенка обижают одноклассники?

Почему обижают?

В детских коллективах свои ценности и восприятие разнообразия. Иногда дети не обращают на существующие различия между ними, но иногда отличие от других — повод для насмешек. Такие же ситуации встречаются и у взрослых.

Причины для насмешек:

  • другая национальность или культура (цвет кожи, разрез глаз, овал лица)
  • вес (слишком полный или худой), рост (слишком высокий или низкий)
  • дефекты речи (заикание, плохая дикция)
  • отличие в нравственных принципах (один некурящий в классе курящих, одна девственница среди девушек, ведущих раннюю половую жизнь и т.д.)
  • отличие в материальном состоянии (слишком бедный или богатый)
  • оценки (очень умный или постоянный двоечник)
  • разные интересы и предпочтения (мальчик — музыкант вызывает насмешки у мальчиков — спортсменов, девочка — отличница по математике вызывает зависть у девочек — гуманитариев)

Признаки проблемы.

Лучше раньше заметить проблему и начать ее решать. К сожалению, ребёнку трудно выразить свои чувства, а взрослым не хватает проницательности. Конечно, ответственность за воспитание уравновешенного человека лежит в первую очередь на обоих родителях, а не на школьных преподавателях и обществе. Отцу и матери нужно хорошо знать свое чадо и анализировать любые изменения в его настроении, словах и поведении.

  • упадок настроения перед школой и после общения с определенными ребятами
  • появление депрессивных наклонностей в любое время, например
  • потеря аппетита
  • нарушение сна — слишком долгий сон или наоборот прерывистый и поверхностный,
  • слезы и истерики без веской причины или при легкой критике,
  • резкое обострение хронических заболеваний
  • категорический отказ идти в школу или явное оттягивание этого момента,
  • обособленность на переменах, в столовой.
  • отказ ходить в столовую. Ребёнок «не может вспомнить» что кушал и что делал на перемене. (Возможно он был закрыт в туалете или подвергался агрессии, но не говорит об этом)
  • отсутсвие друзей среди одноклассников
  • отказ говорить про школу или одноклассников
  • отказ учавствовать в школьных мероприятиях
  • отказ ехать в летний лагерь с одноклассниками
  • потеря вещей и денег ( старшие дети могут отбирать их у младших). Ребёнок не может «вспомнить» как произошла потеря или придумывает явную ложь.
  • физические признаки — синяки и ссадины в местах явно не случайных, порезы и царапины ногтями других людей (хулиган бьет!)
  • грязная одежда, порванные и сломанные школьные принадлежности
  • сломанные новые вещи (агрессор ломает из зависти)
  • пропуски определенных уроков
  • отказ от подарков и новых вещей (человек с психологией жертвы не считает себя достойным чего-то нового и хорошего)
  • агрессивное отношение к животным (жертва срывает свою обиду на более слабом)

Возможно, взрослые заметят и другие тревожные сигналы и смогут вовремя среагировать. Важно быть наблюдательным. Периодически полезно разговаривать с разными учителями о своём малыше, спрашивать про успехи и поведение, отношения с другими ребятами.

Помощь взрослых

Учителя

Учитель должен хорошо знать отношения между детьми в своей группе. Стоит обращать внимание на тех, кто новенький, кто чем-то отличается от других, на особо скромных детей.

  • Одинаково, не предвзято относиться ко всем. Любимчики, дети из обеспеченных семей, отличники не лучше других детей сами по себе. Разница в успеваемости и достатке была всегда, но не стоит вносить дух соперничества среди одноклассников.
  • Больше хвалить. Похвала помогает детям стать позитивнее и счастливее, увидеть друг в друге что-то хорошее.
  • Учитель не даёт клички, не вешать ярлыки и не выставляет на позор кого-либо перед всем классом.
  • Заметив депрессивный настрой, стоит попробовать поговорить и выяснить причину. Потом сообщить о проблеме родителям (если они не знают) и совместно искать пути решения.
  • Если ребёнок подошёл с жалобой, не игнорировать, а выслушать и обсудить ситуацию.

Родители

Родителям нужно избегать двух крайностей:

1. Тотальный контроль

Тотальный контроль не избавит от насмешек, а иногда и будет способствовать неуверенности. Не реагируйте остро на любой синяк и ссадину, на любую потерю вещей и пропуск обеда в школьной столовой слишком остро. Не нужно кричать на учителя и других родителей по любому поводу. Возможно, единичные ссоры и драки провоцирует именно ваш отпрыск.

2. Безразличие.

С другой стороны, безразличие в семье ведёт к депрессии и психологическим травмам. Если признаки травли явны — не думайте, что время лечит и дети просто балуются.

 

Что делать?

  • Будьте уравновешенны. Наблюдайте и анализируйте.
  • Поддерживайте дружелюбные отношения с учителем и другими родителями и детьми.
  • Имейте телефоны учителей и некоторых родителей. Не стоит звонить часто и по любому поводу.
  • Следите за внешним видом вашего чада, чтобы не давать насмешникам обоснованного повода для травли.
    • Одежда должна быть чистой, опрятной (не рваной), уместной мероприятию и современной. У детей также бывает сильное потоотделение, поэтому желательна ежедневная смена нательного белья.
    • Помогайте малышу с личной гигиеной — напоминайте чистить зубы и мыться.
    • Проблемы в ротовой полости являются причиной запаха изо рта. Поэтому вовремя и регулярно проверяйтесь у всех специалистов.
  • Если сын или дочь вынуждены носить очки, найдите подходящую форму оправы. Старайтесь улучшить зрение с помощью гимнастики и других методов. Дети также встречают друг друга по одежке
  • Спрашивайте:
    • «Как прошёл твой день в школе?»,
    • «Есть ли у тебя друзья в группе?»,
    • «Чем ты обычно занимаешь на переменах?»,
    • «Что сегодня давали в столовой?».
    • Внимательно слушайте и наблюдайте за ответом.

Помощь взрослых - родители говорите со своими детьми о насмешках

  • Наблюдайте за пищевым поведением малыша, за его сном привычками.
  • Посмотрите на него со стороны во время совместных игр
    • «Умеет ли он сотрудничать или стремится к первенству?»,
    • «Обидчив ли он, остро ли воспринимает проигрыш?»,
    • «Способен ли постоять за себя или постоянно уступает и извиняется?» и т.д.
  • Объясните что буллинг — это проблема, а не шутки. Заверьте, что он может поделиться с вами своими чувствами в любой момент.
  • Обучайте правилам общения с разными людьми. Он должен понимать субординацию со взрослыми и младшими.
  • Он должен адекватно воспринимать разнообразие в обществе. Это поможет не стать агрессором или жертвой.
  • Хвалите. Здоровая самооценка возможна в здоровой семейной атмосфере любви и заботы. Однако хвалить лучше за усилия, а не за результат и способности.
  • Подавайте личный пример. Уберите сарказм, буллинг и газлайтинг у себя.

Самое опасное для неокрепшей детской психики — неокрепшая взрослая. Будьте хорошим примером!

  • Учите сына или дочь отвечать обидчикам не насилием, а силой слова или игнорированием. Объясните, что задира часто выбирает жертву с отзывчивой нервной системой, чтобы увидеть ответную реакцию. Поэтому иногда лучший ответ для хулигана — это игнорирование его насмешек.
  • Объясните «что такое хорошо и что такое плохо». Высокие нравственные нормы помогают не поддаваться на провокации, иметь собственный стрежень и уметь отстаивать свою точку зрения.
  • Если проблема не решается не смотря на разумные меры, некоторые переходят в другой класс или школу.

Самозащита ребенка

Взрослые не всегда рядом. Ребенок способен защититься и защитить себя от хулиганов сам. Не нужно обладать огромной физической силой или владеть искусством витиеватой речи. Нужно иметь внутренний твёрдый настрой не поддеваться на провокацию и предпринять несколько простых мер.

  • С самого начала знакомства с коллективом, не задирай других, но и не унижай себя. Рассказывай про себя простые факты, но не выкладывай лишнюю информацию. Например, не говори про зарплату родителей, про наличие карманных денег и своих умственных способностях.
  • Не бери в школу дорогие вещи и много денег. Возьми сколько необходимо на обед или проезд.
  • Не хвастайся. Не хвастайся новыми вещами, недавней поездкой или крутым подарком. Некоторые моменты твой жизни вообще не нужно знать другим.
  • Имей чувство юмора. Иногда умение посмеяться над собой и ситуацией разряжает обстановку и помогает избежать ссоры
  • Ходи светлыми и людными улицами. Избегай темных переулков и глухих мест
  • Если видишь опасность, продумай план отступления. Лучше быстро убежать, чем пострадать, ведь силы не равные.
  • Контролируй свою онлайн — жизнь. Подумай о своём контенте, убери возможность оставлять комментарии под твоими фото.
  • Не выкладывай свои сомнительные фотографии
  • Следи за внешним видом. Регулярно мойся, чисти зубы и меняй грязную одежду.
  • Говори взрослым про буллинг. Сказать о проблеме — это первый шаг. Не бойся прослыть ябедой. Иногда вмешательство взрослых быстро помогает решить проблему.
  • Общайся с хорошими людьми. Хорошие друзья способствуют здоровой самооценке и служат поддержкой. Они могут быть разного возраста и происхождения, отличаться по интересам.

Главное в хороших друзьях — высокие нравственные нормы.

Главное в хороших друзьях - высокие нравственные нормы

  • Держись своих высоких нравственных норм. Хулиганы проверяют «жертву» на слабость. Если не поддаться, то задира со временем отступит и даже начнёт уважать тебя.
  • Работай над собой. Развивай уравновешенный взгляд на себя. Замечай свои плюсы.работай над минусами, но не занимайся самобичеванием.

Итак, детские коллективы могут быть дружными! Правильные отношения между учителями и детьми, а также их родителями поможет сохранить о школьных годах тёплые воспоминания!

Понравилась статья, поддержите нас…