В детских коллективах бывают не детские проблемы. У детей нет чувства эмпатии, сочувствия в должной мере, поэтому встречается травля «слабых». Сейчас это часто определяется словом «буллинг». Цель школы и детского садика — дать образование и научить учиться, привить любовь к знаниям. Однако дети — не роботы и часто не сосредоточиваются только на учебе. В каждом классе есть своя эмоциональная атмосфера — дружная или враждебная. Однако даже в дружных группах встречается хулиган, которые обижает других. Часто дети, страдающие от агрессоров, не говорят об этой проблеме по разным причинам и в следствии такая травля продолжается все школьные годы. В таком случае психологическая травма остаётся надолго.
Что такое буллинг и какие его причины? Что делать учителям и родителям? Как защищаться самому ребенку?
Что такое буллинг?
Буллинг — это синоним английского слова «Травля».
Буллинг — это намеренное, постоянное агрессивное поведение одной личности или группы детей к другому ребенку, более слабому.
Буллинг или травля — намеренная агрессия, а не просто взаимная вражда. Ее отличает не равенство сил, постоянство и намеренность агрессии, без адекватной причины. Малыша обижает физическая и моральная травля (словесно). Также агрессия бывает открытой или завуалированной.
- Физическое насилие — удары, укусы, выхватывание предметов, запирание в классе или других помещениях, явные драки и скандалы, толкание.
- Моральная травля выражается в ругательных словах, обидные прозвища и клички, передразнивание манер.
- Открытая агрессия видна многим, но это не значит что другие сразу помогут справиться с обидчиком. Нередко другие дети становятся наблюдателями, так как сами не хотят занять место жертвы. Многим одноклассникам удобно наличие «козла отпущения».
- Скрытая травля более опасна и трудно доказуема. Агрессор обычноо использует газлайтинг, который трудно распознать и еще труднее доказать.
Газлайтинг — это способ психологического насилия с целью — убедить человека в своей неадекватности и неадекватности восприятия окружающего мира.
Обидчик в этом случае говорит, что не делает ничего плохого и даже под видом друга якобы помогает развивать чувство уверенности у более слабого. При этом постоянные смешки, поддевки и указания в неполноценности делают из малыша безвольную марионетку. Когда психика становится «жертвенной», уже сам ребёнок не понимает что происходит. Он начинает думать так, как думают и говорят про него обидчики.
Почему обижают?
В детских коллективах свои ценности и восприятие разнообразия. Иногда дети не обращают на существующие различия между ними, но иногда отличие от других — повод для насмешек. Такие же ситуации встречаются и у взрослых.
Причины для насмешек:
- другая национальность или культура (цвет кожи, разрез глаз, овал лица)
- вес (слишком полный или худой), рост (слишком высокий или низкий)
- дефекты речи (заикание, плохая дикция)
- отличие в нравственных принципах (один некурящий в классе курящих, одна девственница среди девушек, ведущих раннюю половую жизнь и т.д.)
- отличие в материальном состоянии (слишком бедный или богатый)
- оценки (очень умный или постоянный двоечник)
- разные интересы и предпочтения (мальчик — музыкант вызывает насмешки у мальчиков — спортсменов, девочка — отличница по математике вызывает зависть у девочек — гуманитариев)
Признаки проблемы.
Лучше раньше заметить проблему и начать ее решать. К сожалению, ребёнку трудно выразить свои чувства, а взрослым не хватает проницательности. Конечно, ответственность за воспитание уравновешенного человека лежит в первую очередь на обоих родителях, а не на школьных преподавателях и обществе. Отцу и матери нужно хорошо знать свое чадо и анализировать любые изменения в его настроении, словах и поведении.
- упадок настроения перед школой и после общения с определенными ребятами
- появление депрессивных наклонностей в любое время, например
- потеря аппетита
- нарушение сна — слишком долгий сон или наоборот прерывистый и поверхностный,
- слезы и истерики без веской причины или при легкой критике,
- резкое обострение хронических заболеваний
- категорический отказ идти в школу или явное оттягивание этого момента,
- обособленность на переменах, в столовой.
- отказ ходить в столовую. Ребёнок «не может вспомнить» что кушал и что делал на перемене. (Возможно он был закрыт в туалете или подвергался агрессии, но не говорит об этом)
- отсутсвие друзей среди одноклассников
- отказ говорить про школу или одноклассников
- отказ учавствовать в школьных мероприятиях
- отказ ехать в летний лагерь с одноклассниками
- потеря вещей и денег ( старшие дети могут отбирать их у младших). Ребёнок не может «вспомнить» как произошла потеря или придумывает явную ложь.
- физические признаки — синяки и ссадины в местах явно не случайных, порезы и царапины ногтями других людей (хулиган бьет!)
- грязная одежда, порванные и сломанные школьные принадлежности
- сломанные новые вещи (агрессор ломает из зависти)
- пропуски определенных уроков
- отказ от подарков и новых вещей (человек с психологией жертвы не считает себя достойным чего-то нового и хорошего)
- агрессивное отношение к животным (жертва срывает свою обиду на более слабом)
Возможно, взрослые заметят и другие тревожные сигналы и смогут вовремя среагировать. Важно быть наблюдательным. Периодически полезно разговаривать с разными учителями о своём малыше, спрашивать про успехи и поведение, отношения с другими ребятами.
Помощь взрослых
Учителя
Учитель должен хорошо знать отношения между детьми в своей группе. Стоит обращать внимание на тех, кто новенький, кто чем-то отличается от других, на особо скромных детей.
- Одинаково, не предвзято относиться ко всем. Любимчики, дети из обеспеченных семей, отличники не лучше других детей сами по себе. Разница в успеваемости и достатке была всегда, но не стоит вносить дух соперничества среди одноклассников.
- Больше хвалить. Похвала помогает детям стать позитивнее и счастливее, увидеть друг в друге что-то хорошее.
- Учитель не даёт клички, не вешать ярлыки и не выставляет на позор кого-либо перед всем классом.
- Заметив депрессивный настрой, стоит попробовать поговорить и выяснить причину. Потом сообщить о проблеме родителям (если они не знают) и совместно искать пути решения.
- Если ребёнок подошёл с жалобой, не игнорировать, а выслушать и обсудить ситуацию.
Родители
Родителям нужно избегать двух крайностей:
1. Тотальный контроль
Тотальный контроль не избавит от насмешек, а иногда и будет способствовать неуверенности. Не реагируйте остро на любой синяк и ссадину, на любую потерю вещей и пропуск обеда в школьной столовой слишком остро. Не нужно кричать на учителя и других родителей по любому поводу. Возможно, единичные ссоры и драки провоцирует именно ваш отпрыск.
2. Безразличие.
С другой стороны, безразличие в семье ведёт к депрессии и психологическим травмам. Если признаки травли явны — не думайте, что время лечит и дети просто балуются.
Что делать?
- Будьте уравновешенны. Наблюдайте и анализируйте.
- Поддерживайте дружелюбные отношения с учителем и другими родителями и детьми.
- Имейте телефоны учителей и некоторых родителей. Не стоит звонить часто и по любому поводу.
- Следите за внешним видом вашего чада, чтобы не давать насмешникам обоснованного повода для травли.
- Одежда должна быть чистой, опрятной (не рваной), уместной мероприятию и современной. У детей также бывает сильное потоотделение, поэтому желательна ежедневная смена нательного белья.
- Помогайте малышу с личной гигиеной — напоминайте чистить зубы и мыться.
- Проблемы в ротовой полости являются причиной запаха изо рта. Поэтому вовремя и регулярно проверяйтесь у всех специалистов.
- Если сын или дочь вынуждены носить очки, найдите подходящую форму оправы. Старайтесь улучшить зрение с помощью гимнастики и других методов. Дети также встречают друг друга по одежке
- Спрашивайте:
- «Как прошёл твой день в школе?»,
- «Есть ли у тебя друзья в группе?»,
- «Чем ты обычно занимаешь на переменах?»,
- «Что сегодня давали в столовой?».
- Внимательно слушайте и наблюдайте за ответом.
- Наблюдайте за пищевым поведением малыша, за его сном привычками.
- Посмотрите на него со стороны во время совместных игр
- «Умеет ли он сотрудничать или стремится к первенству?»,
- «Обидчив ли он, остро ли воспринимает проигрыш?»,
- «Способен ли постоять за себя или постоянно уступает и извиняется?» и т.д.
- Объясните что буллинг — это проблема, а не шутки. Заверьте, что он может поделиться с вами своими чувствами в любой момент.
- Обучайте правилам общения с разными людьми. Он должен понимать субординацию со взрослыми и младшими.
- Он должен адекватно воспринимать разнообразие в обществе. Это поможет не стать агрессором или жертвой.
- Хвалите. Здоровая самооценка возможна в здоровой семейной атмосфере любви и заботы. Однако хвалить лучше за усилия, а не за результат и способности.
- Подавайте личный пример. Уберите сарказм, буллинг и газлайтинг у себя.
Самое опасное для неокрепшей детской психики — неокрепшая взрослая. Будьте хорошим примером!
- Учите сына или дочь отвечать обидчикам не насилием, а силой слова или игнорированием. Объясните, что задира часто выбирает жертву с отзывчивой нервной системой, чтобы увидеть ответную реакцию. Поэтому иногда лучший ответ для хулигана — это игнорирование его насмешек.
- Объясните «что такое хорошо и что такое плохо». Высокие нравственные нормы помогают не поддаваться на провокации, иметь собственный стрежень и уметь отстаивать свою точку зрения.
- Если проблема не решается не смотря на разумные меры, некоторые переходят в другой класс или школу.
Самозащита ребенка
Взрослые не всегда рядом. Ребенок способен защититься и защитить себя от хулиганов сам. Не нужно обладать огромной физической силой или владеть искусством витиеватой речи. Нужно иметь внутренний твёрдый настрой не поддеваться на провокацию и предпринять несколько простых мер.
- С самого начала знакомства с коллективом, не задирай других, но и не унижай себя. Рассказывай про себя простые факты, но не выкладывай лишнюю информацию. Например, не говори про зарплату родителей, про наличие карманных денег и своих умственных способностях.
- Не бери в школу дорогие вещи и много денег. Возьми сколько необходимо на обед или проезд.
- Не хвастайся. Не хвастайся новыми вещами, недавней поездкой или крутым подарком. Некоторые моменты твой жизни вообще не нужно знать другим.
- Имей чувство юмора. Иногда умение посмеяться над собой и ситуацией разряжает обстановку и помогает избежать ссоры
- Ходи светлыми и людными улицами. Избегай темных переулков и глухих мест
- Если видишь опасность, продумай план отступления. Лучше быстро убежать, чем пострадать, ведь силы не равные.
- Контролируй свою онлайн — жизнь. Подумай о своём контенте, убери возможность оставлять комментарии под твоими фото.
- Не выкладывай свои сомнительные фотографии
- Следи за внешним видом. Регулярно мойся, чисти зубы и меняй грязную одежду.
- Говори взрослым про буллинг. Сказать о проблеме — это первый шаг. Не бойся прослыть ябедой. Иногда вмешательство взрослых быстро помогает решить проблему.
- Общайся с хорошими людьми. Хорошие друзья способствуют здоровой самооценке и служат поддержкой. Они могут быть разного возраста и происхождения, отличаться по интересам.
Главное в хороших друзьях — высокие нравственные нормы.
- Держись своих высоких нравственных норм. Хулиганы проверяют «жертву» на слабость. Если не поддаться, то задира со временем отступит и даже начнёт уважать тебя.
- Работай над собой. Развивай уравновешенный взгляд на себя. Замечай свои плюсы.работай над минусами, но не занимайся самобичеванием.
Итак, детские коллективы могут быть дружными! Правильные отношения между учителями и детьми, а также их родителями поможет сохранить о школьных годах тёплые воспоминания!
Понравилась статья, поддержите нас…