В настоящее время материал о роли бессознательной деятельности в эвристических процессах психологи черпают в основном из высказываний самих ученых и изобретателей, совершивших открытия. Поэтому здесь целесообразно предоставить им слово. Начнем с Гельмгольца — замечательного ученого, работавшего в различных областях науки. Выступая на обеде, посвященном 70-летию со дня его рождения, Гельмгольц сообщил о некоторых методах своей творческой работы. В рассказе Гельмгольца содержится не только указание на сам факт бессознательного компонента творческого мышления, но и попытка разработать определенную технику управления этим компонентом.
- Пуанкаре о бессознательной деятельности
- Неосознаваемая продуктивная деятельность
- Инсайт, или внезапное усмотрение.
- Бессознательное в идеалистической философии Лейбница
- Проблема бессознательного в психологии
- Появление проблемы бессознательного в психологии
- Новые идеи в философии
- П. Жане о бессознательном
- Бессознательную деятельность нельзя объяснить чисто физиологически
- Бессознательное — это информационная деятельность
- Высшая творческая деятельность человека
- Психоаналитическая концепция З. Фрейда
- Энергия вытесненных влечений
- С самого начала человек общественный
- Фрейдистская теория психики
- Фрейдовский «психический аппарат»
- Леонардо да Винчи у Фрейда
- Заключение. Бессознательная и одновременно высшая деятельность человека
Пуанкаре о бессознательной деятельности
В голове исследователя происходит сложнейшая работа, приводящая к открытию в то время, когда он занимался, казалось бы, совершенно посторонними делами. Пуанкаре был одним из первых исследователей, в категорической форме указавших на существование эвристической бессознательной деятельности. Его наблюдения во многом совпадают со свидетельством Гельмгольца. Результаты вдохновения создаются трудом но, кроме того, эти результаты необходимо проверять. Кроме предположения о том, что в период отдыха или отвлечения от основной задачи происходит неосознаваемая работа, факты, которые наблюдал Пуанкаре, по существу таковы же, что и факты, сообщенные Гельмгольцем.
Неосознаваемая продуктивная деятельность
Практически не существует такого занятия, во время которого не могло бы возникнуть решения сложной, не дававшейся ранее задачи. Так, некоторые изобретатели сообщали, что решение задачи приходило к ним во время купания в ванне. В этом отношении они уподоблялись Архимеду. Другие испытывали озарение на прогулке, в поезде или в автомобиле, во время одевания, бритья, работы в саду, рыбной ловли, игры в гольф или в карты, чтения, бездействия за письменным столом или на пляже, послеобеденного сна.
Если проанализировать всю совокупность фактов открытий и изобретений, то нельзя не предположить, что неосознаваемая продуктивная деятельность реально существует. Именно эта деятельность составляет основную загадку эвристики как науки. Раскрытие тайн бессознательного компонента творчества явилось бы огромным шагом не только в психологии творческого мышления, но и вообще в науке о психической деятельности человека.
Инсайт, или внезапное усмотрение.
История экспериментальной психологии мышления лишь в незначительной степени приоткрыла завесу над этой загадкой. Собственно, в экспериментах по решению творческих задач был констатирован сам факт внезапного решения, который гештальт-психологи назвали инсайтом, или внезапным усмотрением. В экспериментах же обнаружились некоторые факторы, влияющие на появление этого озарения. Однако сама бессознательная деятельность так и осталась еще необъясненной.
Бессознательное в идеалистической философии Лейбница
Бессознательные представления как мирообразующая субстанция занимают центральное место в идеалистической философии Лейбница. Они рассматриваются им как свойство бесконечно малых духовных сущностей (монад), из которых строится вселенная. Исходя из этой общефилософской концепции, Лейбниц пытается показать значение бессознательных представлений в психике человека.
В системе психологических взглядов Лейбница бессознательное выполняет три функции — основы познания, основы характера и основы деятельности человека. Человек не может воспринять что-либо ясно и отчетливо, если он ранее не представлял эту вещь неясно и неотчетливо. В основе познания лежат «великие безымянные чувства, которые в ночи проходят через лабиринт сердца, не знаемые и необдуманные человеком». В уме нет ничего, что не было бы изготовлено в «тайных мастерских духа».
Проблема бессознательного в психологии
Впервые проблема бессознательного в психологическом, а не философском значении была поставлена в конце XIX — начале XX века французскими исследователями И. Жане, Ж. Шарко, И. Бернгеймом в непосредственной связи с вопросами клинической невропатологии и психиатрии.
Появление проблемы бессознательного в психологии
Фактической основой, послужившей толчком для психологической разработки проблемы бессознательного, явилась группа фактов, характерная для некоторых неврозов и истерии, так называемый «психический автоматизм». В самой общей форме внешняя сторона этого явления заключается в следующем. Больная, занятая каким-либо делом, поглощающим все ее внимание, например, разговором с врачом, могла одновременно выполнять свободной рукой определенные разумные действия. Она, например, письменно отвечала на заданные ей тихим голосом вопросы, разговаривая в то же время о другом и даже не замечая, как ее рука пишет те или иные вполне логичные фразы. Аналогичные факты были получены рядом исследователей и у здоровых людей с помощью постгипнотических внушений, когда им внушали сделать что-то после пробуждения. Эти исследования, а также клинические и жизненные наблюдения привлекли внимание широкого круга врачей, психологов, педагогов к проблеме бессознательной деятельности человека. Эта проблема получила отражение в большой литературе, возникли различные точки зрения на природу бессознательного или подсознательного.
Новые идеи в философии
В 1914 году в сборнике «Новые идеи в философии» был опубликован ряд статей по проблеме бессознательного. В одной из них многочисленные психологические направления, пытающиеся решать эту проблему, были объединены в группы. Точка зрения представителей физиологического понимания бессознательного, если ее кратко сформулировать, будет выглядеть следующим образом. В мозгу существует два ряда процессов: одни процессы (например, восприятие, память, мышление и т. д.) являются психическими, сознательными, другие — физиологическими, бессознательными.
П. Жане о бессознательном
К этой точке зрения приближался и крупнейший французский невропатолог и психолог П. Жане, исследования которого по навязчивым состояниям являются классическими и составили целую эпоху в истории невропатологии. Он писал: «Не можем ли мы объяснить движения, которых сами больные почти не замечают во время конвульсий или пляски святого Витта, посредством одной только мозговой деятельности, не прибегая к понятию психических явлений? Если мы действительно намерены, оставляя в стороне подсознательное, назвать эти явления физиологическими, не можем ли мы заключить по аналогии, что явления сомнамбулизма или автоматического письма легко объяснить обменом фосфорических эманаций между известными центрами мозговой коры»!».
Бессознательную деятельность нельзя объяснить чисто физиологически
На рубеже XIX и XX веков такой подход к проблеме бессознательной деятельности человека был весьма прогрессивным, поскольку он был направлен против откровенной мистики, в защиту естественнонаучного понимания сложнейшей проблемы психологической науки. Однако этот взгляд не был последователен и содержал в себе целый ряд противоречий. Оказалось, что многие проявления бессознательной деятельности нельзя объяснить чисто физиологически. Например, опыт с автоматическим письмом показывает, что бессознательная деятельность может быть связана с весьма сложными мыслительными процессами.
Бессознательное — это информационная деятельность
Таким образом, результаты исследований наводят ученых на мысль, что бессознательное — это психическая, или, как можно было бы сейчас сказать, информационная деятельность. С другой стороны, сознательная деятельность также осуществляется в мозгу и поэтому может быть рассмотрена как физиологическая, как мозговая. Эти противоречия привели к тому, что уже в начале XX века физиологическая концепция бессознательного была подвергнута острой критике. Во всяком случае, что касается механизмов не осознаваемого компонента эвристической деятельности человека, то эта концепция не дает ничего, кроме констатации самого факта существования бессознательных процессов.
Высшая творческая деятельность человека
Характерно, что в качестве подзаголовка своей книги о психическом автоматизме П. Жане написал: «Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека». Это очень характерный подзаголовок — бессознательная деятельность объявляется низшей формой психической деятельности. Эвристическую же деятельность человека, приводящую к изобретениям и открытиям, никак нельзя назвать низшей. По своим результатам, по тому значению, которое имеют некоторые из этих результатов для человечества, эвристическая деятельность может быть с полным правом названа именно высшей, творческой деятельностью человека.
Психоаналитическая концепция З. Фрейда
Краткий обзор психологических теорий бессознательного целесообразно закончить изложением и критикой психоаналитической концепции, выдвинутой З. Фрейдом. Эта концепция бессознательного чрезвычайно распространена. На ее основе была сделана попытка объяснить процессы творчества.
Фрейд так описывает возникновение бессознательной психической деятельности. В давние времена, на заре человечества, люди свободно и без задержки предавались своим инстинктам — агрессивным побуждениям, половому влечению и т. д. Однако опасности окружающего мира привели их к необходимости объединяться в орды, чтобы противостоять стихиям природы и враждебным себе подобным существам. В результате люди были вынуждены подавлять, сдерживать многие из своих инстинктивных побуждений — иначе совместная жизнь была бы невозможна.
Энергия вытесненных влечений
Энергия вытесненных влечений, однако, не исчезла. Она перевоплотилась в различные создания человеческой культуры и цивилизации — в продукты техники, искусства, науки. Такое перевоплощение инстинктов Фрейд называл сублимацией. Благодаря своим достижениям человечество стало жить более комфортно, но вытесненные инстинкты и до сих пор не оставляют человека в покое. Половой инстинкт и различные агрессивные побуждения продолжают в значительной мере определять мысли, чувства и поведение современного человека. И при этом сами двигатели поведения — инстинкты — зачастую вообще не осознаются человеком, которым они управляют.
С самого начала человек общественный
Такая теория происхождения человеческого общества, высших форм культуры не соответствует историческим фактам. Он с самого начала был существом общественным. И кроме того, история человечества убедительно показывает, что развитие науки и вообще человеческой культуры основано на развитии производства, а последнее связано со стремлением удовлетворять такие потребности человека, как потребность в пище, одежде, жилище и т. д. Но Фрейд строит свою теорию происхождения бессознательной деятельности в психике современного человека в полном противоречии с данными исторической науки.
Фрейдистская теория психики
Фрейдистская теория психики была создана на основе частных невропатологических фактов, впоследствии была сделана попытка распространить эту теорию не только на всю психику отдельного человека, но и на человечество.
В основе развития каждого отдельного человека, так же как развития всего общества, лежит конфликт между инстинктивными побуждениями личности (главным образом сексуального характера) и нормами, требованиями общества. Этот конфликт и определяет структуру психической деятельности, как она представляется Фрейду. Помимо бессознательного и сознания в «психическом аппарате» Фрейда имеется третья составная часть — предсознательное, т. е. те представления и переживания, которые еще не стали сознательными, еще не попались на глаза сознанию, но которые принципиально могут быть осознаны.
Фрейдовский «психический аппарат»
Таким образом, фрейдовский «психический аппарат» состоит из следующих частей.
Во-первых, система А — это бессознательные влечения и переживания, которым заказан путь к сознанию, они принципиально не могут быть осознаны, во-вторых, система Б, где царствует сознание, но где наряду с осознанными представлениями находятся и неосознанные, т. е. предсознательные.
Сам Фрейд чувствовал слабость своих метафорических построений. Более того, он подчеркивает, что готов даже отказаться от своего предположения, если кто-нибудь другой лучше опишет сущность бессознательной душевной жизни.
Вытесненное бессознательное обычно имеет тенденцию обманывать стерегущую его цензуру и делает попытки прорваться в комнату сознания. Согласно Фрейду, это осуществляется с помощью символического языка сновидений, ошибочных действий, нервных симптомов и, наконец, через акты художественного и научного творчества. С точки зрения Фрейда, всякое творчество, а следовательно, и эвристическая деятельность есть результат перевоплощения, сублимации, полового влечения (либидо).
Леонардо да Винчи у Фрейда
Такая трактовка эвристической научной деятельности содержится, например, в книге Фрейда «Леонардо да Винчи». При анализе творчества ученого Фрейд исходит из следующего обстоятельства.
Биографы Леонардо да Винчи сообщают о том, что ему была присуща исключительная любознательность, которая играла большую роль как в формировании его художественных навыков, так и в его научно-исследовательской работе. Эта черта оказывается достаточной для Фрейда, чтобы, как ему кажется, проникнуть в глубины сексуального бессознательного Леонардо.
Второй факт, на котором Фрейд основывает свое толкование эвристической деятельности Леонардо да Винчи, — это попытка великого итальянца сконструировать летательную машину. Дело в том, что полет с точки зрения фрейдистской сексуальной символики является условным обозначением полового сношения. Именно с этих «позиций» пытается объяснить Фрейд не только интерес Леонардо да Винчи к полетам, но и достижения современной авиации. Это величайшее завоевание человеческой мысли он пытается истолковать с точки зрения детского эротизма. Здесь можно остановиться… Уже приведенные суждения основателя психоанализа отчетливо свидетельствуют о том, что его психологическая концепция не раскрывает механизмов бессознательной эвристической деятельности. Ни общепсихологическая система Фрейда, ни его конкретная попытка анализа деятельности ученого и изобретателя не могут удовлетворить современный уровень науки. Если сторонники физиологического подхода сводили бессознательную психическую деятельность к автоматическим действиям, то Фрейд пошел еще дальше, низводя ее до уровня полового влечения.
Заключение. Бессознательная и одновременно высшая деятельность человека
Область творческого мышления человека представляет из себя одну из центральных проблем общей психологии. И рассмотрение эвристических проблем с неизбежностью приводит к основным понятиям психологической науки — понятиям сознательного и бессознательного.
Историко-психологический анализ показывает, что до сих пор в рамках традиционной психологии не существовало содержательного анализа понятия бессознательного. Само понятие «бессознательное» не может рассматриваться как содержательное — ведь оно заключает в себе только отрицательный смысл. В нем как бы констатируется, что в данной психической деятельности отсутствует сознание. Для разработки проблем эвристики такого содержания понятия «бессознательное» явно недостаточно. Оно должно быть охарактеризовано более определенно. Это даст возможность хотя бы в гипотетической форме выяснить механизм эвристической продуктивной деятельности человека, которая, будучи бессознательной, является одновременно и высшей.